Славяне в начале исторического пути

 

Человечество находится на пороге XXI века и с надеждой смотрит в будущее. Но чтобы предвидеть будущее, надо понять прошлое. Всегда в переломные эпохи, на перепутье люди обращались к прошлому, к своим историческим корням, чтобы можно было выбрать правильную дорогу и идти уверенно вперед.

В начале двенадцатого века, когда государство Русь вступает в период средневековой раздробленности, политической анархии и междоусобиц, летописец задается вопросом: "Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля? " Книжник пишет "повесть минувших лет", в которой и содержится ответ на поставленный вопрос. Автор начинает свое повествование с библейских времен, когда после всемирного потопа трое сыновей Ноя разделили по жребию землю. Симу достались восточные страны, Хаму - южные, а Иафет получает северные и западные, где проживали славяне, один из семидесяти двух народов, образовавшихся в результате "Вавилонского столпотворения". Древнерусский летописец записал: "Был единым народ славянский".

Спустя много лет сели славяне по Дунаю, и отсюда разошлись они по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Одни, придя, сели на реке Мораве и прозвались морава, а другие назвались чехи, белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на дунайских славян, и поселились среди них, и начали притеснять их, то ушли славяне с Дуная. Те, что поселились на Висле, прозвались ляхами, а от них пошли поляки, лутичи, мазовшане и поморяне. Кто сел по Днепру назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, поселившиеся между Припятью и Двиною назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота. Славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие, севшие по Десне, Сейму и Суле, назвались северянами. Затем с Вислы пришли два брата со своими родами и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, и от него получили свое название вятичи. Дулебы жили по Бугу, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Так разошелся славянский народ, а по его имени стала называться славянская письменность. И жили между собой славяне в мире.

Не только на Руси сохранялась память о славянском единстве. В других славянских государствах также помнили об этом. Автор Великопольской хроники, составленной в конце XIII века, пишет о принадлежности славян к одному роду, прародителем которого является Слав. Хронист говорит, что славянские народы продолжают пользоваться этим именем, например, Томислав, Станислав, Янислав, Венцислав. Важным признаком, определяющим общность славян является сходство их языков. Автор Великопольской хроники, ссылаясь на древние книги, сообщает, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов. Хронист убеждает соотечественников, что поляки являются составной частью могучей славянской общности, которая сможет противостоять сильной Германской империи.

Внимательное прочтение письменных памятников славянской средневековой исторической мысли позволяет проникнуть в мир представлений и чувствований людей средневековья и дает возможность ощутить духовную мощь общности, которую именуют славянством. К сожалению, многие письменные памятники южных славян погибли в результате турецкого нашествия и в годы невыносимого османского ига. Но древнерусские, польские и чешские средневековые летописи и хроники доносят до нас убедительные примеры осознания славянскими народами своего единства, сходства в происхождении, исторических судьбах и путях развития славянских государств.

Сейчас, на пороге XXI столетия, мы вновь обращаемся к истокам славянства. Конечно, научная мысль находится в постоянном постижении истины, и многие представления, предположения и легенды средневековых книжников опровергнуты современной наукой. Прародина славян не могла находиться на Дунае или в Паннонии - римской провинции между реками Дунаем и Савой. В начале первого тысячелетия нашей эры здесь проживали иллирийские народы, а в V веке сюда хлынули тюрки-гунны, пришедшие с востока, с берегов Орхона - Гуннской реки. Конные гунны все сметали на своем пути, уничтожая оседлые индоевропейские народы. Существует аргументированная гипотеза, что прародина славян находилась на территории Припятского правобережья. Поэтому предки современных славянских народов оказались в стороне от сокрушительного натиска воинственных гуннов, основным занятием которых были убийства и грабежи. Такое общество не может долго существовать, и после смерти предводителя гуннов Аттилы, резиденция которого находилась в Паннонии, Гуннский союз распался в 50-е годы V века. И именно во второй половине этого столетия на берегах Дуная появляются первые славянские племена. Они занимаются здесь земледелием и животноводством, охотой и рыболовством, собирают мед диких пчел, совершают набеги на пограничные провинции Восточной Римской империей. С этого времени славяне выходят на историческую арену и начинают регулярно попадать на страницы рукописных книг византийских, арабских и западноевропейских авторов. Эта историческая память о героическом времени славян затем нашла свое отражение на страницах славянских летописей и хроник. 

 

Галко Валерий Иванович

Дом. адрес: 246049 Гомель, ул. 60 лет СССР,   д. 23, кв. 222.

Дом. телефон: (375-232) 48 - 55 - 82.

Hosted by uCoz